Новость

Плата за тепло. Закон и реальность

Депутаты разобрались в причинах почти двукратного повышения сумм в пришедших петербуржцам в феврале квитанциях за оплату услуг по отоплению.

В минувший четверг постоянная комиссия по социальной политике и здравоохранению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пригласила на свое традиционное заседание представителей жилищного комитета. Депутаты разобрались в причинах почти двукратного повышения сумм в пришедших петербуржцам в феврале квитанциях за оплату услуг по отоплению.

“К нам поступают десятки обращений от петербуржцев со всех районов города” - решительно начала разговор председатель комиссии Е.Ю. Киселева, - “жители не понимают, почему в январских и февральских платежках суммы настолько сильно разнятся - от 1,5 до 2 двух раз? Почему не было предпринято никаких мер, чтобы смягчить такой перепад?”.

“Из-за резкого похолодания в январские праздники, (средняя температура за январь составила -10,8 градусов) управляющие компании по всему городу увеличили подачу тепла на 70-80%”, - объяснила заместитель председателя жилищного комитета Н.В. Синей, - “в соответствие с этим повышением объемов теплоподачи в дома выросли и итоговые суммы оплаты этой услуги”. Жилищный комитет Санкт-Петербурга ежемесячно ведет мониторинг, сравнивает показатели теплоподачи и итоговых начислений в счетах, которые управляющие компании выставляют жильцам. Нарушения выявляются регулярно - по 15-20 подобных “перекосов” на каждый район города - и по каждому случаю проводятся проверки.

“Петербуржцы жалуются на несоответствие роста цен качеству предоставленных услуг”, - продолжала серию вопросов Елена Юрьевна, - “В моем родном Колпинском районе в некоторых домах был сильный “перетоп” - температура в квартирах держалась на уровне 27-30 градусов и жителям приходилось открывать окна, чтобы спастись от жары, а в немалом количестве домов, наоборот, приходилось спать в одежде, чтобы не замерзнуть”. Более того, по данным интернет-издания “Фонтанка” в некоторых петербургских домах было зафиксировано существенное несоответствие количества отпущенных гигакалорий по счетчику и количества, которое затем оказалось в квитанциях. К примеру, в одном из домов в Колпино по улице Веры Слуцкой вместо роста на 50-60% плата за отопление увеличилась на 100-110%.

Представители комитета объясняют подобные ситуации с двух позиций. Во-первых, перегрев или “недогрев” случается из-за несовершенства регулирующего оборудования, установленного в домах. Из 17 000 установленных в петербургских домах приборов учета только 7 000 регулируют теплоотпуск автоматически, оставшейся частью управляют работники жилкомсервисов или частных компаний вручную. Обойти утром или вечером все находящиеся в их ведении дома невозможно, поэтому температура теплоподачи в квартиры не всегда может соответствовать температуре воздуха за окном.

“Не первый год уже мы констатируем, что за огрехи в регулировании подачи тепла со стороны управляющих компаний жители не должны отвечать рублем!”, - не соглашается с этой ситуацией депутат Киселева, - “конечно, установка приборов учета, которые не регулируют теплоотпуск автоматически - это, во многом, выброшенные на ветер, в том числе, и бюджетные деньги. Ситуацию надо исправлять!”

В результате проведенного обсуждения, члены постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению решили обратиться к профильным Вице-губернаторам с предложением произвести замену всех приборов теплового учета в петербургских домах за счет ресурсоснабжающих организаций, и ни в коем случае не перекладывать эти траты на жильцов.

Второй аргумент, который приводит жилищный комитет, касается объяснения разницы полученного тепла, зафиксированного приборами учета и оказавшегося затем в платежках. Виной всему - человеческий фактор и корректировки оплаты с прошлых месяцев. Есть целый спектр причин, по которым управляющие компании могут сделать перерасчет подачи тепла в квартирах от месяца к месяцу (показатели снимались не точно 25 числа, а несколькими днями ранее; имели место ошибки самих жильцов при заполнении квитанций и т.д.), и таким образом, жильцы могут переплачивать или “недоплачивать” в каждом месяце по какой-то сумме. Представители жилищного комитета уверяют, что лишних денег с жильцов при таких ситуациях никто взять не может. Даже если в этом месяце вы заплатите больше - в следующем корректировка “встанет” на вашу сторону и счет будет выставлен на меньшую сумму.

“По всем этим вопросам необходимо вести комплексную просветительскую работу”, - считают депутаты, - “Петербуржцам нужно в доступной форме разъяснить их права, объяснить как они могут самостоятельно проконтролировать показатели тепловых счетчиков и следить за честностью работы управляющих компаний”. С этим предложением депутаты решили обратиться к Вице-губернаторам Санкт-Петербурга Н.Л. Бондаренко и И.Н. Албину и в профильные комитеты.

“Основная наша задача сегодня - сделать все расчеты за отопление прозрачными и понятными для петербуржцев”, - завершила обсуждение Елена Киселева, - “А также надо обязательно разъяснить нашим землякам порядок оказания им социальной поддержке по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Я напомню, что в 2015 году такая поддержка была оказана на сумму более 13,5 миллиардов рублей”.